Вверх
Вниз

Как правильно выбрать игрушку?

Выбор игрушки часто бывает стихийным: либо ребенку что-то приглянулось в магазине, и родители рады угодить ему, либо они сами присматривают ему игрушку в соответствии с ее внешним видом, размером, ценой. Отсутствие осмысленных критериев в качестве ориентиров при выборе игрушек, приобретение по принципу «чем больше, тем лучше» приводят к бессистемной массовой закупке. В результате детская комната оказывается завалена однотипными и бесполезными, а иногда и вредными игрушками, а те, что действительно важны для развития ребенка, к сожалению, отсутствуют.

Игрушки нужно рассматривать как своеобразное и в некотором смысле самое распространенное средство развития ребенка. Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности, по возможности творческой и самостоятельной. Игрушка должна стимулировать осмысленную инициативу ребенка, создавать необходимые условия для развития внешней и внутренней активности, способствовать совершенствованию и становлению новых форм детской деятельности.

Основные  требования.

Первым изпредъявляемых к игрушке требований является ее Соответствие возрасту и возрастным задачам развития.    Игрушка должна стать предметом деятельности ребенка, отвечающей его возрастному развитию. Например, действия с предметами, которые являются развивающими для ребенка 2-3 лет, могут оказаться бессмысленными для дошкольника 4-5 лет.

Другое важнейшее требование заключается в стимулировании инициативы. Для выполнения такой развивающей задачи Игрушка должна быть открытой для разнообразных форм активности ребенка.  Говорящие куклы, мяукающие и прыгающие котики, самодвижущиеся машинки забавляют взрослых и детей, но не стимулируют у детей физическую или умственную деятельность. Чем более определенной, завершенной является игрушка, тем меньше простора она оставляет для детского творчества. Хорошая игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Универсальные во все времена мячи, кубики, куклы благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и не могут наскучить ребенку. Таким образом, важное требование, предъявляемое к игрушке,- Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота в применении.

Для того, чтобы ребенок захотел самостоятельно заниматься игрушкой, она должна быть не только полезной, но и привлекательной. Ее привлекательность для ребенка связана как с физическими качествами (яркими красками, звучанием и т.д.), так и с возможностью совершать с нею определенные действия. Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с ней, и наличием подсказки к действиям. Наполненность смыслом и интересом, соответствующим возрасту ребенка,- важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой, вызывающей желание действовать с ней.

Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что он видит на экране телевизора или у других детей. В связи с этим ответственность за формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений ребенка лежит на родителях.

Поскольку игра подразумевает самостоятельную деятельность ребенка, материал для нее должен быть пригоден для совершения соответствующих практических игровых действий. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная полезность могут нивелироваться, если она быстро ломается. Поэтому материал, из которого изготовлены игрушки, должен быть прочным и качественным. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки, также могут способствовать или препятствовать самостоятельным действиям ребенка. Игровой материал должен обладать техническими свойствами, которые обеспечат легкую возможность действия с ним.

Важно помнить, что игрушка является не только материалом для детской деятельности, но и предметом культуры. Особенности игрушки как предмета культуры имеют определенное воспитательное значение, поэтому их тоже нужно учитывать.

К воспитательным аспектам относится прежде всего этический. Игрушка должна по возможности пробуждать добрые, гуманные чувства, воспитывать бережное отношение к живому. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и качества (насилие, жестокость, агрессивность и др.)  Нарушение этических требований к игрушке, даже при хорошем развивающем эффекте, должно служить основанием для отказа от нее.

Практически всегда важен художественный, эстетический аспект. Материал, с которым ребенок играет, формирует его взгляд на мир, в частности эстетический, вот почему нужно учитывать красоту, художественность исполнения игрушки, ее эстетическое воздействие на ребенка.

Все перечисленные требования служат ориентирами при выборе игрушек для ребенка. Нужно иметь в виду, что игрушек не должно быть слишком много в его распоряжении, т. к. малыш не в состоянии одновременно удерживать в сознании более 10-12 предметов. Нельзя перегружать его сознание сотнями ярких вещей. Избыток игрушек - одна из серьезных проблем современного детства. В данной ситуации известный лозунг «Лучше меньше, да лучше» является весьма подходящим.

Резюмируя изложенное, дадим главный совет - более тщательно подходить к выбору игрушек, а не одаривать ребенка многочисленными случайными игрушками. 

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 266 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2015, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 309" город Красноярск